Значительная часть наших страхов в отношении самолётов возникает в результате незнания и непонимания: как происходит организация полета авиакомпаниями, как работают законы физики на практике, как организуется движение в воздухе и почему всё это вообще работает. Несколько тонн металла, поднимающиеся в воздух, выглядят для человека противоестественно, почти на уровне колдовства и магии. Если человек не знает, как и почему происходит такое чудо, от чего зависит благополучный исход полета, естественно, он боится - так же как в средние века люди боялись алхимиков, ведьм, кузнецов и врачей.

Лирическое отступление: «Однажды я летела в Питер рейсовым самолетом. В соседнем ряду сидела женщина, которая весь полёт нервничала, прислушивалась к двигателям, выглядывала в окно и явно пыталась понять, что вокруг происходит. Уже перед самой посадкой, пилоты выпустили шасси. Абсолютно нормальное действие - нормальнее не придумаешь, надо же нам как-то садиться. Выпуск шасси сопровождается заметным шумом. Колеса у самолета большие, когда они попадают в набегающий поток воздуха, сопротивление возникает тоже большое, в этот момент самолёт как бы «подрагивает». Механизм выпуска тоже издает свои звуки в процессе работы. Для меня это был просто сигнал, что мы уже на глиссаде и готовимся к посадке. А женщина была уверена, что у самолета что-то отвалилось: он шумел, вздрагивал и стучал – не может же быть такое просто так. Она ёрзала в кресле, непрерывно спрашивала «что случилось? что произошло?», порывалась сообщить всем вокруг, что «что-то не так», и в какой-то момент сама производила шума больше, чем все двигатели и шасси самолёта вместе взятые. Интересно, что после того, как мы приземлились, она успокоилась и оказалась очень милой и адекватной в общении барышней. Вся разница между нами была в том, что я знала и понимала происходящее, поэтому была спокойна, а эта женщина не знала и не понимала, что творится вокруг, поэтому беспокоилась сама и провоцировала на беспокойство окружающих».

Это, кстати, причина, почему психологи, специалисты по фобиям сами по себе часто не могут помочь человеку с боязнью летать. Потому что основная причина страха – отсутствие знаний, которые врач дать не может. Врач, психолог прекрасно понимает устройство психики, работу мозга и нервной системы, но он не может объяснить клиенту-пациенту, почему вся эта железная конструкция летает – а это основное! Врач может показать направление работы над проблемой, если она обусловлена особенностями нервной системы и психики человека, когда уже исключены объективные факторы тревоги, но если страх возник естественным образом, как реакция на нестандартную ситуацию, работа психолога окажется напрасной. 

Получить такие знания довольно просто. Не нужно заканчивать авиационный университет и лётные училища, достаточно почитать популярную литературу и посмотреть обучающие видео – главное, делать это системно. Можно приехать на частный аэродром и попросить провести для вас экскурсию. К нам часто приезжают люди с запросом «я боюсь летать, вот приехал посмотреть, как это происходит». Понять, насколько крепко воздух держит самолет на высоте, можно в аэротрубе – буквально на своем теле ощутить, насколько сильным и прочным может быть тот невидимый воздух, которым мы дышим. Вы можете почитать на этом сайте раздел теории для пилотов, хотя эти знания могут оказаться для вас избыточными. Можете позвонить по телефону указанному в разделе Контакты и запросить личную консультацию или организацию тематической экскурсии на аэродроме. Можете пройти курс лекций теоретической подготовки в области человеческого фактора или специальный курс по работе с аэрофобией. Существует много вариантов, как вы можете получить знания о полётах, самолётах и работе авиационных служб, вам нужно только выбрать наиболее доступный и приятный для вас.

Изучите предмет своих страхов. Узнайте, почему самолёты летают, как организуются полёты, что происходит с самолётом в тот момент, когда вы в нем летите. Дойдите в своем познании до четкого представления: от чего зависит ваша безопасность и как она обеспечивается техникой и персоналом.