Человеческий фактор

 

Контрольные списки в самолете (их еще называют чек-листами/check list) - это книжки, таблички или ламинированные листы с описанием последовательности действий пилота и необходимыми данными по ВС. Как правило, чек-листы состоят из двух основных разделов: первый раздел – рутинные (стандартные) операции; второй - внештатные ситуации. В самолетах с приборными досками в виде электронных дисплеев (glass cockpit) чек-листы могут быть в электронном виде.

Чек-листы следует хранить в карманах сидений или дверей так, чтобы пилоту было удобно до них дотянуться в любой момент. Очень важно, чтобы пилот хорошо знал, где хранится нужная ему информация, и имел возможность найти ее в кратчайшие сроки.

В контрольном списке "рутинных операций" по пунктам описываются:

  • предполетный осмотр;
  • наиболее важные точки контроля - на запуске двигателя, на взлете, на маршруте, во время посадки;
  • действия на стоянке после выключения двигателя;
  • самые необходимые цифры: параметры двигателя, режимы полета, скорости сваливания с закрылками и без, скорость набора высоты и снижения - стандартные и наивыгоднейшие, крейсерская скорость, максимальная скорость маневрирования и непревышаемая скорость. 

     В списке "внештатных ситуаций" также по пунктам должны быть описаны действия и рекомендуемые параметры полета для наиболее часто встречающихся неисправностей и отказов. Например, действия в случае невыпуска шасси штатным способом. Действия при возгорании в двигателе.

Действия с чек-листами проводятся в два этапа:

  • прочитал – сделай;
  • сделал – проверь.

Если вы летаете на самолете, в котором еще нет штатного контрольного списка, необходимо сделать свой собственный список.

Если вместе с самолетом вы получили контрольный список, сделанный предыдущим владельцем, проверьте его на корректность и отсутствие ошибок. Бывает так, что допустив одну ошибку, владелец не стал переделывать весь чек-лист с мыслью, что «я же помню, что здесь ошибка». В этом случае, вы получите эту ошибку в наследство, не зная о ней.

Проводите периодическую ревизию чек-листов, особенно, когда меняете оборудование на ВС. Возможно, после замены оборудования на ВС, чек-листы после потребуется скорректировать.

 

     Рис_1. Чек-лист «Блокнот»    

   

Рис_2. Чек-лист «Табличка»

 

 

     

Рис_3. Чек-лист «лист с блоками»                                                                                          Рис_4. Чек-лист «Лента»                                                                        Рис_5. Чек-лист «Дисплей»

 

Основные требования к контрольным спискам:

  • Легкость чтения. Лучше всего использовать структуру «Запрос - Ответ»: Двери-Закрыты; Ремни – Застегнуты; Топливный кран – Открыт.
  • Однозначная трактовка. Одиночное слово «Баки» требует дополнительной информации. Баки – что? Они закрыты крышками или осмотрены на наличие топлива или не имеют видимых протечек? Избегайте ситуации из анекдота: «- Штурман, приборы! - Двести. - Что двести? - А что приборы?»
  • Удобный размер для использования в условиях небольшой кабины. Например, формат А5 удобен для хранения в кабине и достаточен по размеру для размещения нужной информации.
  • Объем представленной информации соответствует ситуациям, с которыми может столкнуться пилот.
  • Размер текста должен быть намного больше, чем необходимо для простой разборчивости, поскольку он может понадобиться в условиях плохой освещенности при высокой рабочей нагрузке. Шрифт должен быть простым и разборчивым.
  • Сочетание прописных и строчных букв сполужирным шрифтом и курсивом следует использовать с осторожностью. ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ могут использоваться для акцента на наиболее важных моментах, но, СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ДЛИННЫХ СООБЩЕНИЙ, НАПИСАННЫХ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ.
  • Простой понятный язык, использование неспецифической общепринятой профессиональной терминологии, максимальная ясность и выразительность. Вместо «механизация крыла» лучше использовать термин «закрылки».
  • Осторожное использование цветовой маркировки для обозначения разделов и степени важности. Цвет является предпочтительным способом категоризации информации и придания важности различным разделам текста, но разборчивость текста на цветном фоне может варьироваться в зависимости от освещенности. Например, красный текст на белом фоне может стать практически невидимым под красной ночной подсветкой кабины.

  

Рис_6. Неудачная маркировка чек-листа красным цветом

 

Структура контрольных списков

Процедуры в контрольных списках должны идти в той последовательности, в которой они выполняются пилотом, в максимальном соответствии с его действиями. Пилот со своей стороны должен полностью выполнять логическую последовательность процедур в контрольном списке.

Каждый этап полета описан в своем разделе. Сплошной текст без структуры не позволяет быстро найти нужную информацию, в нем легко запутаться. Хорошо использовать блоки информации, разделенные между собой рамками или чертой.

Если вы используете чек-листы типа «Блокнот» или «Книжка», стоит разделить страницы закладками, позволяющими быстро найти нужный раздел.

Если в контрольном списке содержатся проверки, требующие простого подтверждения, лучше сделать это вслух, даже если пилот один в кабине. Например, запись в чек-листе «Двери – закрыты», стоит повторить вслух, удостоверившись, что дверь действительно закрыта.

                

Рис_7. Блочная схема чек-листа с цветовой маркировкой блоков                             Рис_8. Чек-лист «Книжка» с разделителями-закладками

 

Контрольные списки при неправильном использовании могут стать источником ошибок

При использовании чек-листов для регулярных рутинных операций, возникает искушение как бы «пробежать их глазами» - выполнить невнимательно, автоматически, опираясь на свое представление о своем хорошем знании самолета. Но часто при таком «автоматическом» подходе люди видят то, что ожидают в норме увидеть, а не то, что есть на самом деле. А хорошее знание самолета, позволяющее пренебрегать чек-листом, в данном случае играет злую шутку с пилотом.  Пилоты должны знать об этой тенденции и уделять ей особое внимание при выполнении чек-листа.

 Если выполнение контрольного списка прерывается внешним событием (например, вызовом по радио или вопросом пассажира), какие-то элементы контрольного списка могут быть упущены.

Пилот, используя палец в качестве маркера, может случайно закрыть отдельные строчки контрольного листа и не заметить их.

Эти, казалось бы, случайные и досадные мелочи, могут привести к очень печальным последствиям – не стоит ими пренебрегать.

 

 

Рис_9. Чек-лист АН-26 с подвижными маркерами


Причиной около 10% всех авиационных происшествий является дезориентация в пространстве.

Наше тело сформировано таким образом, чтобы поддерживать свое положение на поверхности Земли. Можно сказать, человек создан, чтобы ходить. На протяжении тысяч лет люди ходили, ползали, плавали, ныряли, лазали по горам, но никогда не летали. Навыков одновременной ориентации в трех измерениях пространства в условиях измененной или отсутствующей гравитации в нашем мозгу не сформировано. Воздух – непривычная для человека среда, поэтому, в каком-то смысле, даже враждебная. При взаимодействии с этой средой в сенсорных системах человека возникают конфликты, которые мозг пытается решать, создавая иллюзии. С точки зрения физиологии и психологии, мозг пытается устранить внутренний конфликт, вернув картину мира к привычному состоянию. Но, поскольку реальная ситуация от этого не меняется, мозг просто обманывает сам себя, а трезвое восприятие происходящего вокруг человека и самолета замещается иллюзиями, что приводит иногда к фатальным последствиям.

Иллюзии - явления неправильного, неточного отражения объективных свойств вещей. Эти неточности и искажения могут вызываться физическими, физиологическими и психологическими причинами.