Контрольные списки в самолете (их еще называют чек-листами/check list) - это книжки, таблички или ламинированные листы с описанием последовательности действий пилота и необходимыми данными по ВС. Как правило, чек-листы состоят из двух основных разделов: первый раздел – рутинные (стандартные) операции; второй - внештатные ситуации. В самолетах с приборными досками в виде электронных дисплеев (glass cockpit) чек-листы могут быть в электронном виде.

Чек-листы следует хранить в карманах сидений или дверей так, чтобы пилоту было удобно до них дотянуться в любой момент. Очень важно, чтобы пилот хорошо знал, где хранится нужная ему информация, и имел возможность найти ее в кратчайшие сроки.

В контрольном списке "рутинных операций" по пунктам описываются:

  • предполетный осмотр;
  • наиболее важные точки контроля - на запуске двигателя, на взлете, на маршруте, во время посадки;
  • действия на стоянке после выключения двигателя;
  • самые необходимые цифры: параметры двигателя, режимы полета, скорости сваливания с закрылками и без, скорость набора высоты и снижения - стандартные и наивыгоднейшие, крейсерская скорость, максимальная скорость маневрирования и непревышаемая скорость. 

     В списке "внештатных ситуаций" также по пунктам должны быть описаны действия и рекомендуемые параметры полета для наиболее часто встречающихся неисправностей и отказов. Например, действия в случае невыпуска шасси штатным способом. Действия при возгорании в двигателе.

Действия с чек-листами проводятся в два этапа:

  • прочитал – сделай;
  • сделал – проверь.

Если вы летаете на самолете, в котором еще нет штатного контрольного списка, необходимо сделать свой собственный список.

Если вместе с самолетом вы получили контрольный список, сделанный предыдущим владельцем, проверьте его на корректность и отсутствие ошибок. Бывает так, что допустив одну ошибку, владелец не стал переделывать весь чек-лист с мыслью, что «я же помню, что здесь ошибка». В этом случае, вы получите эту ошибку в наследство, не зная о ней.

Проводите периодическую ревизию чек-листов, особенно, когда меняете оборудование на ВС. Возможно, после замены оборудования на ВС, чек-листы после потребуется скорректировать.

 

     Рис_1. Чек-лист «Блокнот»    

   

Рис_2. Чек-лист «Табличка»

 

 

     

Рис_3. Чек-лист «лист с блоками»                                                                                          Рис_4. Чек-лист «Лента»                                                                        Рис_5. Чек-лист «Дисплей»

 

Основные требования к контрольным спискам:

  • Легкость чтения. Лучше всего использовать структуру «Запрос - Ответ»: Двери-Закрыты; Ремни – Застегнуты; Топливный кран – Открыт.
  • Однозначная трактовка. Одиночное слово «Баки» требует дополнительной информации. Баки – что? Они закрыты крышками или осмотрены на наличие топлива или не имеют видимых протечек? Избегайте ситуации из анекдота: «- Штурман, приборы! - Двести. - Что двести? - А что приборы?»
  • Удобный размер для использования в условиях небольшой кабины. Например, формат А5 удобен для хранения в кабине и достаточен по размеру для размещения нужной информации.
  • Объем представленной информации соответствует ситуациям, с которыми может столкнуться пилот.
  • Размер текста должен быть намного больше, чем необходимо для простой разборчивости, поскольку он может понадобиться в условиях плохой освещенности при высокой рабочей нагрузке. Шрифт должен быть простым и разборчивым.
  • Сочетание прописных и строчных букв сполужирным шрифтом и курсивом следует использовать с осторожностью. ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ могут использоваться для акцента на наиболее важных моментах, но, СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ДЛИННЫХ СООБЩЕНИЙ, НАПИСАННЫХ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ.
  • Простой понятный язык, использование неспецифической общепринятой профессиональной терминологии, максимальная ясность и выразительность. Вместо «механизация крыла» лучше использовать термин «закрылки».
  • Осторожное использование цветовой маркировки для обозначения разделов и степени важности. Цвет является предпочтительным способом категоризации информации и придания важности различным разделам текста, но разборчивость текста на цветном фоне может варьироваться в зависимости от освещенности. Например, красный текст на белом фоне может стать практически невидимым под красной ночной подсветкой кабины.

  

Рис_6. Неудачная маркировка чек-листа красным цветом

 

Структура контрольных списков

Процедуры в контрольных списках должны идти в той последовательности, в которой они выполняются пилотом, в максимальном соответствии с его действиями. Пилот со своей стороны должен полностью выполнять логическую последовательность процедур в контрольном списке.

Каждый этап полета описан в своем разделе. Сплошной текст без структуры не позволяет быстро найти нужную информацию, в нем легко запутаться. Хорошо использовать блоки информации, разделенные между собой рамками или чертой.

Если вы используете чек-листы типа «Блокнот» или «Книжка», стоит разделить страницы закладками, позволяющими быстро найти нужный раздел.

Если в контрольном списке содержатся проверки, требующие простого подтверждения, лучше сделать это вслух, даже если пилот один в кабине. Например, запись в чек-листе «Двери – закрыты», стоит повторить вслух, удостоверившись, что дверь действительно закрыта.

                

Рис_7. Блочная схема чек-листа с цветовой маркировкой блоков                             Рис_8. Чек-лист «Книжка» с разделителями-закладками

 

Контрольные списки при неправильном использовании могут стать источником ошибок

При использовании чек-листов для регулярных рутинных операций, возникает искушение как бы «пробежать их глазами» - выполнить невнимательно, автоматически, опираясь на свое представление о своем хорошем знании самолета. Но часто при таком «автоматическом» подходе люди видят то, что ожидают в норме увидеть, а не то, что есть на самом деле. А хорошее знание самолета, позволяющее пренебрегать чек-листом, в данном случае играет злую шутку с пилотом.  Пилоты должны знать об этой тенденции и уделять ей особое внимание при выполнении чек-листа.

 Если выполнение контрольного списка прерывается внешним событием (например, вызовом по радио или вопросом пассажира), какие-то элементы контрольного списка могут быть упущены.

Пилот, используя палец в качестве маркера, может случайно закрыть отдельные строчки контрольного листа и не заметить их.

Эти, казалось бы, случайные и досадные мелочи, могут привести к очень печальным последствиям – не стоит ими пренебрегать.

 

 

Рис_9. Чек-лист АН-26 с подвижными маркерами