Один из самых распространенных вариантов конфликта между зрением и вестибулярным аппаратом можно испытать на себе, если очень быстро покружиться вокруг себя, а потом резко остановиться. У вас закружится голова, и будет ощущение, что вы все еще продолжаете вращаться. Это происходит из-за того, что жидкость во внутреннем ухе продолжила свое вращение по инерции после того, как вы остановились. А глаза при этом видят, что никакого движения больше не происходит. Проще всего увидеть это на примере стакана воды. Возьмите в руки стакан с водой и несколько раз быстро поверните его. Когда вы перестанете его вращать, вода в нем еще будет продолжать какое-то время двигаться по кругу. Так людей укачивает на каруселях и в креслах Барани – специальных вращающихся креслах для исследования вестибулярного аппарата.

Во время поездки на автомобиле, ваше тело трясет или раскачивает, картинка перед глазами тоже немного качается или прыгает в зависимости от интенсивности колебаний автомобиля на дороге. Инертность жидкости в вестибулярном аппарате приводит к тому, что картинка раскачиваний перед глазами перестает соответствовать сигналам от вестибулярного аппарата. Вестибулярный аппарат в такой ситуации действует как бы с задержкой. Это несоответствие между зрением и ощущениями движения приводит к конфликту в вашей системе равновесия. Такой же эффект возникнет, если вы наденете очки с искажающими линзами.

При использовании шлема виртуальной реальности может возникнуть ощущение укачивания и дезориентации, поскольку глазами вы видите, что картина мира вокруг вас движется, а вестибулярный аппарат при этом сигнализирует о том, что вы остаетесь на месте.

Вариант противоположного конфликта возникает при полете в самолете. Вас вместе с самолетом качает вверх-вниз, эти движения воспринимаются вестибулярным аппаратом. Но у вас нет возможности видеть картинку за пределами самолета, а внутри самолета относительно пола, потолка и кресел ваше положение не меняется - зрительно вы воспринимаете салон самолета как неподвижный. Глаза говорят вам, что вы остаетесь на месте и не качаетесь внутри салона, а вестибулярный аппарат сообщает, что вы в движении – между ними возникает конфликт.

Конфликт между слуховым и другими анализаторами может явиться причиной симптомов кинетоза при пользовании наушниками. Если к наушнику в правом ухе, поступают сигналы от микрофона, стоящего около левого уха, а к наушнику в левом ухе, напротив, поступают сигналы от микрофона, размещенного у правого уха, то при использовании такой акустической системы у перемещающегося по комнате человека может появиться ощущение дезориентации.

Всего можно выделить три типа конфликтов:
- внутрисенсорный – конфликт между разными частями одного анализатора. Например, когда во внутреннем ухе разные отолиты и разные волосяные рецепторы передают разные сигналы, и информация о движении конфликтует внутри одного анализатора.
- межсенсорный – конфликт между разными анализаторами. Например, конфликт между вестибулярным аппаратом и зрением, между зрением и слухом.
- надсенсорный – это самый интересный конфликт, которому сейчас уделяют наибольшее внимание при исследовании и лечении кинетоза. Это конфликт, возникающий на стыке физиологических особенностей человека и его жизненного опыта, а иногда и социо-культурного контекста жизни человека. Конфликт между ожиданием человека и реальными событиями на физиологическом уровне - уровне тела. В случае кинетоза, это конфликт между «прогнозируемым» движением и реальным. Дальше мы рассмотрим его более подробно.