Мозжечок – орган, отвечающий за координацию движений и равновесие, формируется у ребенка начиная с 6 месяцев, в это же время происходит развитие вестибулярного аппарата внутреннего уха. До 6 месяцев происходит закладка этой части системы, но еще не ее развитие. Развитие системы равновесия можно проследить по тем этапам, которые ребенок проходит по мере взросления – начинает ползать, садиться, вставать, ходить, бегать. К полутора годам, как правило, все дети могут перемещаться вертикально и дальше тренируют навык координации движений на более сложных уровнях.

По этой причине младенцев не укачивает в машине или в маминых руках – у них еще недостаточно сформирована система равновесия для того, чтобы в ней возникли конфликты, провоцирующие симптомы кинетоза. А наиболее подвержены укачиванию дети дошкольного возраста. Вестибулярный аппарат у них уже сформирован, но не достаточно натренирован. Навыка работы с разными вариантами движений в равновесии еще нет – идет набор опыта.

Как влияет жизненный двигательный опыт на «укачивание»? Когда мы тренируемся делать что-то, повторяем действие раз за разом, создается автоматический навык привычных движений. Мы как бы заранее ждем, что в результате какого-то действия наступит конкретное событие, на которое нам надо будет отреагировать. Если мы падаем вниз, мы ожидаем удара и заранее готовимся его компенсировать. Чем чаще какое-то событие повторяется в нашей жизни, тем более автоматической становится на него реакция. Так мы автоматически выставляем руки, когда спотыкаемся и теряем равновесие или отдергиваем руку от горячего чайника.

То есть при определенных движениях организм «ожидает» последующих событий и готовится к ним. Если ожидаемые события не наступают или наступают какие-то другие, возникает конфликт между имеющимся накопленным опытом и реальностью – происходит нечто «невозможное» для человека. Это и есть надсенсорный конфликт. Конфликт между воспоминаниями о предыдущем опыте и тем, что мы ощущаем и видим сейчас.

Поэтому человека, который сам сидит за рулем автомобиля, укачает с гораздо меньшей вероятностью, чем в случае, когда он едет пассажиром. Будучи за рулем, выполняя крутой поворот, водитель в силу своего опыта заранее знает, что сейчас будет испытывать на себе влияние центробежной силы. Тело водителя приготовилось к ощущению поворота в тот момент, когда водитель начал поворачивать руль. А для тела пассажира это сюрприз, к которому он оказался не готов.

Чем больше вариантов двигательной активности человек испробовал в своей жизни, чем больше натренировал автоматизированных действий, чем больше в его памяти связок между движениями, следующими после них событиями и реакциями на события, тем меньше внутренних конфликтов возникает. Тем устойчивее становится человек к факторам провоцирующим кинетоз. Поэтому многих детей с возрастом перестает укачивать – их система равновесия набрала достаточно опыта, чтобы правильно реагировать на происходящие с телом события, например, такие как раскачка во время поездки на машине.